Взятка или провокация?
Провокация и подстрекательские действия остаются основными методами
оперативных служб в «борьбе с коррупцией».
Задержание с поличным, несмотря на свою архаичность, остается в арсенале российской полиции основным, если не единственным способом борьбы с злоупотреблениями чиновников.
Задержание с поличным, несмотря на свою архаичность, остается в арсенале российской полиции основным, если не единственным способом борьбы с злоупотреблениями чиновников.
Между тем, сегодня, чтобы
уличить чиновника во взяточничестве и казнокрадстве, нет необходимости
задерживать его с поличным, а достаточно внимательно проанализировать служебную
и финансовую деятельность, руководимого им ведомства. Способы расхищения казны,
как правило, типичны и не отличаются изобретательностью. Однако, по какой-то
причине, большие полицейские чины ставят перед своими подчиненными основной
задачей именно задержание «чиновника» при получении со взяткой с поличным.
Документирование
действий взяткодателя и последующее задержание дело трудоемкое, даже несмотря
на достижения техники. Самая главная трудность заключается в том, что условный
взяткодатель, который и должен передать вожделенный предмет взятки чиновнику
под контролем оперативников, должен быть, во-первых, вхож к этому самому
чиновнику, а во-вторых и в самых главных, отношения ему с чиновником не должны
быть дороги, а это, согласитесь, бывает крайне редко. Вот и вынуждены
оперативники применять в своем нелегком деле различного рода уловки, которые
сами нередко являются деяниями уголовно-наказуемыми. Это либо откровенная
провокация взятки либо подстрекательство чиновника к получению взятки, несмотря
на то, что такие действия прямо запрещены как уголовным законом, так и законом
об оперативно-розыскной деятельности. В «группу риска», по понятным причинам,
входят руководители низшего и среднего звена.
Провокация
взятки и подстрекательские действия оперативников в отношении должностного
лица, несмотря на кажущуюся схожесть, имеют существенные отличия.
Провокация
взятки заключается в передаче должностному лицу предмета взятки без его
согласия с целью искусственного создания доказательств получения им взятки.
Такие действия прямо запрещены уголовным законом и за них установлена уголовная
ответственность. Типичным примером провокации взятки является подкладывание
должностному лицу денег в тайне от него в его рабочий стол, портфель,
перечисление денег без его согласия на банковский счет. Примитивность способа
не должна смущать, так как расчет фальсификаторов вполне оправдан —
современному российскому суду для вынесения обвинительного приговора зачастую
нужны не достоверные и логичные доказательства, а лишь факт их наличия,
насколько абсурдно бы они не звучали. Поэтому обвинение нагромождается большим
количеством доказательств, не несущих никакой смысловой нагрузки. Это, как
правило, ложные показания условного взяткодателя о том, что чиновник попросил
взятку за принятие решения, показания оперативников, о том, что им давно
поступала оперативная информация о коррумпированности чиновника и видеозапись
осмотра места происшествия, в ходе которого в его служебном кабинете изымаются
деньги. То обстоятельство, что эти доказательства никаким образом не доказывают
предварительную договореннность и согласие должностного лица на получение
взятки, суды совершенно не смущает. А именно наличие договоренности и согласия
должностного лица являются обстоятельствами, подлежащими обязательному
доказыванию.
От
провокации взятки следует отличать подстрекательские действия сотрудников
правоохранительных органов. Верховный суд России в июле 2013 года разъяснил,
что, если имели место подстрекательские действия оперативников, заключавшиеся в
склонении должностного лица к получению взятки, в том числе, через условного
взяткодателя, то действия взяткополучателя, даже при согласии получить предмет
взятки, не образуют состава преступления. По сути, это означает, что инициатива
о передаче предмета взятки должна исходить от чиновника, а не от взяткодателя,
в противном случае, состав преступления будет отсутствовать. Указанное
совершенно не означает, что чиновникам стоит смело принимать взятки от лиц,
склоняющих их к мздоимству. Ведь вероятность обвинительного приговора даже при
доказанности подстрекательских действий, будет предельно высока.
Комментариев нет:
Отправить комментарий